23:58 Коучинг эмоциональной компетентности | ||||
«Как можно научиться управлять собственными эмоциями?», «Почему меня не понимают мои подчиненные?», «Как быть с проявлениями чувств перед сотрудниками, чтобы это не восприняли за слабость?», «Можно ли научиться строить продуктивные и комфортные взаимоотношения в коллективе?», «Каким образом говорить «нет», не обижая других людей?»
Вопросы подобного характера часто звучат в ходе коуч-сессий с руководителями. И выясняется, что научиться управлять собственными эмоциями хочет каждый второй менеджер. Зачастую, начиная работу над запросами из другой области, находим проблемную зону именно в сфере эмоционального интеллекта. Проработка этой зоны помогает сдвинуть с «мертвой точки» первоначальный запрос и много других.
Оказывает ли эмоциональный интеллект влияние на профессиональную успешность?
Однозначно, да. Усиливая свой EQ, мы высвобождаем очень мощный ресурс повышения продуктивности. По результатам исследований именно эмоциональная компетентность лежит в основе многих управленческих функций. Мотивация и самомотивация, формирование команды, принятие решений и постановка задач, развитие персонала и другие навыки руководителя напрямую зависят от уровня эмоционального интеллекта. Когда менеджер это осознает, большая часть пути к эмоциональной компетентности пройдена. И все же остается главная задача, какими методами можно улучшить свой EQ?
Предлагаю сегодня рассмотреть коучинговый подход, который можно считать наиболее результативным и современным. Вся предложенная методология – это мои практические наработки в русле организационного коучинга, базой для которых послужила теория основоположников теории эмоционального интеллекта.
4 навыка EQ и методы их развития
Отправной точкой в усовершенствовании эмоциональной компетентности является понимание структуры EQ. Что это знание дает в коучинге? Во-первых, понимание какой именно навык является проблемным звеном. Во-вторых, какая стратегия взаимодействия даст наилучший результат для коучи.
Показательной схемой структуры эмоционального интеллекта является матрица Бредбери-Гриввза:
Самовосприятие – это способность понимать и различать собственные эмоции. А также, осознавать, с какими факторами связано их проявление.
Развитие навыка самовосприятия является основополагающим в цепочке развития навыков EQ. Логика такова, что только научившись понимать себя, руководитель сможет понимать, что происходит с другими людьми и выстраивать с ними эффективные отношения.
Достаточно сложно прорабатывать данный навык, так как в коучинговое взаимодействие активно подключается самоанализ со стороны коучи и анализ со стороны коуча. Это кропотливая работа, возможно длительная.
Основными инструментами для развития данного навыка являются «Дневник эмоций», «Матрица эмоций и чувств», «Колесо эффективности».
«Дневник эмоций» поможет менеджеру фиксировать свои эмоциональные реакции на различные события. И таким образом отследить те из них, которые чаще всего «включают» неконструктивные эмоции и чувства. Вести его можно как в отдельном блокноте вручную, так и в электронном виде, разработав таблицу. Отражайте в нем день недели, время, эмоцию и событие, которое ее вызвало. Фиксируйте все негативные проявления, например, в течение нескольких недель, а затем проанализируйте результат. Скорее всего, итогом будет запрос на коучинговую проработку 2-3 наиболее проблемных точек
Управление собой означает способность управлять своими эмоциональными реакциями на события и действия окружающих. Людей, у которых хорошо развит данный компонент EQ отличает гибкость и позитивность поведения, хорошая ориентация в ситуациях неопределенности.
В коучинговой работе на данном этапе присутствуют методы анализа и моделирования. Проработав навык самовосприятия, менеджер уже знает точно, какие ситуации, поведение и действия могут вызвать у него негативные эмоции. И, подключив моделирование, систематически создает новые, более приемлемые реакции.
Методики, с помощью которых можно продвинуть данный навык: «Time Out», балансная модель Н. Пезешкиана, психологическая перезагрузка, «Фотография противоположности», «Глубокое дыхание».
Психологическую перезагрузку необходимо планировать также, как и другие виды деятельности. Наилучший результат дает перезагрузка, встроенная в рабочий график. Какие способы психологической перезагрузки применять каждый решает самостоятельно, исходя из личных предпочтений: занятия спортом, йога, прогулки по близлежащему парку. Можно также приобрести такой «антистресс» как настольный японский сад
Социальная восприимчивость или способность понимать и различать эмоции других людей. Прорабатывая данный навык, необходимо наблюдать за проявлением эмоций окружающих в разных ситуациях, за их языком тела и тоном голоса. Очень важно при этом самому оставаться в осознанном состоянии, помочь этому может отключение «внутреннего диалога».
В коучинговое взаимодействие, соотвествено, включаем наблюдение, интерпретацию, анализ. Инструменты проработки навыка социальной восприимчивости – это «3 стула», «Протокол», просмотр и анализ тематических фильмов.
Анализ фильмов является одним из наилучших инструментов развития социальной восприимчивости.Практикуйтесь распознавать эмоции героев фильма, это так же полезно, как наблюдать за людьми в реальной жизни. Отслеживайте эмоциональные реакции, выявляйте причины эмоций героев, ищите подсказки в языке тела и тоне голоса. Просматривайте фильмы несколько раз, чтобы научиться улавливать самые мелкие детали и не очень очевидные вещи. Делайте пометки для анализа, сверяйте свои открытия с «Матрицей эмоций и чувств»
Управление отношениями – последний квадрант матрицы и заключительный шаг в алгоритме данного коучингового взаимодействия. Естественно, что он напрямую связан с тем, насколько успешно были пройдены предыдущие три квадранта. Если человек научился понимать собственные эмоции, ему гораздо легче будет создавать комфортные и продуктивные границы общения. Управляя своими эмоциональными реакциями и различая эмоции окружающих, можно значительно снизить уровень стресса, и соответственно конфликтов.
И вот уже на базе этих навыков строятся наиболее результативные и доверительные отношения.
Обратная связь (как входящая, так и исходящая), политика «открытых дверей», объяснение решений, работа с признанием – основные методы развития четвертого навыка EQ.
Обратную связь эффективнее предоставлять в коучинговом стиле. Последовательность этапов – установление контакта и договоренность о рамках встречи, постановка цели, поиск ресурсов и возможностей для достижения цели, планирование и тайминг, определение точек контроля. Чтобы обратная связь была результативной и поддерживающей, менеджеру необходимо подключать все четыре навыка EQ
Рамка действий по повышению эмоциональной компетентности
Какие факторы ещё необходимо учесть? При подготовке к коучингу эмоциональной компетентности, коучу нужно выстроить рамку взаимодействия с коучи. С помощью такой рамки коуч и коучи постоянно держат в фокусе внимания результат. А это и есть основная цель их совместной работы. Хочу поделиться своим алгоритмом структурирования данного процесса. Описанная рамка подойдет также и для других коучинговых программ.
Алгоритм работы коуча по развитию навыков EQ:
1. Замер точки входа. Необходимо понимать, с какого уровня стартуем, чтобы в итоге померить результат. Инструменты – тесты, интервью, анализ. Если коуч не является профессионалом в проведении оценочных мероприятий, проведение этапов 1 и 4 лучше делегировать специалистам. В организации к совместной работе привлекают также hr-менеджеров
2. Генерация развивающих назначений и инструментов. Коучинг. Очень важный этап, в ходе которого важно правильно подобрать инструментарий, т.н. тематические упражнения (мой вариант – развивающие назначения). От точности выбора во многом будет зависеть результат коучинга. Инструменты – методологические навыки коуча и его креативность
3. Анализ и корректировка. Чтобы достичь нужного результата, необходимо сверять данные в ходе пути. Периодически проводите анализ промежуточных достижений и если нужно, меняйте инструменты. Начинающим коучам на этапе 3 советую также привлекать супервизоров для получения обратной связи
4. Замер точки выхода. По окончании цикла коуч-сессий необходимо измерить результат, именно он и является главным маркером успешности коучинга. Обязательное условие данного замера – инструменты аналогичные тем, что использовались на этапе 1. Иначе, замер будет некорректным и ничего не даст в плане оценки достижения целей
5. Посткоучинг. Работа по повышению уровня EQ не должна заканчиваться с уходом коуча. Необходимо запланировать мероприятия, которые помогут продвигать запрос в дальнейшем, на более высокий уровень. А также, помогут справляться с новыми вызовами профессиональной деятельности
Эмоциональная компетентность работает по законам регулярных тренировок. Это означает, что необходимо периодически поднимать и прорабатывать данную тему. И по ходу работы над повышением своего EQ будет заметно, как повысится личная эффективность, станут гармоничными отношения с окружающими людьми, повысится качество жизни в целом.
Хочется напомнить также, что коучинг работает и дает результаты только в случае активных действий. Не откладывайте полученную информацию в «долгий ящик». Хорошей вам тренировки!
Наталия Романенко, организационный коуч, президент ECF Ukraine
Опубликовано: "Управление персоналом - Украина", № 4 (223), 2012 | ||||
|
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
Календарь |
---|
Архив записей |
---|
Наш опрос |
---|
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |