В современных организациях коучинг - это уже не только модный, но и необходимый инструмент личного и профессионального развития персонала. Такая тенденция обусловлена тем, что коучинг дает возможность значительно повысить эффективность сотрудников компании, раскрывая их потенциал и неиспользованные ранее возможности. По результатам мировых исследований коучинговой практики 87% компаний используют коучинг для повышения результативности менеджеров, 82% - для развития лидерского потенциала, 60% - для развития спецнавыков и компетенций.
Подобной статистики по Украине пока нет, так как организационный коучинг довольно молодое направление в нашей бизнес-среде, а профессионалов не достаточно. Это сказывается на количестве и качестве коучинговой практики.
Материалы данной колонки направлены на становление коучинга как управленческой функции и рассчитаны на менеджеров, которых интересует профессиональное развитие
Итак,
Зачем менеджеру быть коучем?
Коучинг предоставляет менеджеру достаточно эффективный инструментарий, не сложный в практическом использовании. Применяя коуч-технологии, руководители (и их подчиненные) гораздо быстрее достигают поставленных целей, используя при этом меньшие ресурсы. Коучинг вдохновляет людей на активные действия, нацеливает на достижение результата и оптимизацию процессов.
Если внедрять коучинговые инструменты системно и планомерно, управленческая деятельность станет гораздо эффективнее, так как коуч-технологиями можно усилить практически любую функцию менеджмента.
Большим плюсом являются также «побочные эффекты» коучинга – повышение ответственности и осознанности участников процесса. Разве к этому стремятся менеджеры, развивая своих подчиненных?
Виды коучинга в организации
На сегодняшний день наиболее часто встречаются такие виды корпоративного коучинга как:
- Карьерный
- Командный
- Проектный
- Executive
- Управление в стиле коучинг
Более подробно виды коучинга и основные алгоритмы мы будем рассматривать в дальнейших выпусках «Коучинг для HR»
Инструментарий менеджера – коуча. Модель РОСТ
В сегодняшней публикации хочу поделиться одной из основных техник бизнес-коучинга. Точнее, ее русскоязычной версией. В основе модели РОСТ лежит технология постановки эффективных вопросов GROW, разработанная одним из основоположников коучинга сэром Джоном Уитмором.
Уже с завтрашнего дня вы сможете с успехом применять ее в своей профессиональной деятельности. Например, предоставляя обратную связь подчиненным, планируя деятельность, принимая важные решения, координируя работу департамента.
Данная модель может служить рамкой коуч-сессии и это поможет вам структурировать свою беседу с коучи (или другим партнером встречи). По времени такая сессия длится от тридцати минут и до нескольких часов, в зависимости от степени сложности прорабатываемого запроса. Итогом встречи будет конкретный результат, оформленный в план действий коучи, с определенными временными параметрами.
Кроме этого, модель РОСТ может быть одним из шагов вашей коуч-сессии. В этом случае не обязательно придерживаться четкого алгоритма модели. Вы можете взять из РОСТ ту ступень, которая поможет продвинуться в запросе именно сейчас. И дальше проводить сессию уже по другим моделям.
Итак, каждая из составляющих букв модели – это первая буква слова, описывающего стадию коучингового процесса.
Расстановка целей – первый шаг модели. Этот шаг очень важен, так как от правильно поставленных целей во многом зависит результат.
На этом этапе вам помогут вопросы: «Какой цели необходимо достичь?», «Соответствует ли моя цель критериям SMART?», «Как я узнаю, что задача решена?», «Если проблему не решать, какие будут потери?», «Какой результат будет для меня значимым?»
Окружающая реальность. Этап направлен на подробное описание сложившейся ситуации в отношении вашей цели. Воздержитесь от оценок происходящего, излагайте факты без интерпретаций.
«Что происходит сейчас?», «Какой эффект это оказывает?», «Какие сильные и слабые стороны сложившейся ситуации?», «Какие ресурсы доступны в данный момент?» «Что ещё мне нужно для достижения результата?», «Есть ли препятствия на моем пути?» - вопросы данного этапа.
Список возможностей. Цели поставлены, обстоятельства прояснены, переходите к генерации идей по достижению необходимого результата. На данном шаге подключайте креативность участников коучингового процесса, чтобы найти новые, нестандартные решения.
Основные вопросы третьего шага: «Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?», «Какие есть варианты решения этой задачи?», «Какие преимущества и недостатки каждого из вариантов?», «Что положительного в минусах этого шага?», «Кто бы мог помочь в данном вопросе?»
То, что нужно сделать – последний шаг коуч-сессии, в ходе которого необходимо выбрать конкретные действия и составить план работы по достижению цели. На этом этапе также тестируется уровень мотивации и готовность реализовывать запланированное.
Стоит спросить: «Какие конкретные шаги можно записать?», «Какие препятствия могут возникнуть? Как будете их устранять?», «Что или кто будет поддерживать и мотивировать вас на пути к достижению цели?», «Удовлетворен ли я планом действий?», «Что ещё можно добавить?», «Какой шаг сделаю уже сегодня?»
При необходимости возвращайтесь на предыдущие шаги и иллюстрируйте свои слова конкретными примерами. А также помните, качественный коучинг – это максимум вопросов и минимум рекомендаций.
Вопросы и предложения присылайте на coach-100@i.ua
Удачи и результативных тренировок!
Наталия Романенко, организационный коуч, президент ECF Ukraine
Опубликовано: "Управление персоналом - Украина", № 3 (222), 2012
|